​Новые обязанности соцсетей – что они означают для пользователей?

С 1 февраля 2021 года у социальных сетей в РФ появились новые обязанности. Крупные социальные сети должны мониторить контент на своих площадках и удалять определенные категории материалов.

Раньше у социальных сетей не было обязанности самостоятельно мониторить контент и удалять информацию без предписания Роскомнадзора. Теперь социальные сети должны блокировать материалы не только при получении указаний Роскомнадзора, но и самостоятельно, по собственной инициативе.

За неисполнение новых обязанностей социальные сети могут быть оштрафованы на сумму до 4 миллионов рублей.

Под удар могут попасть посты, которые вовсе не нарушают законодательство, если алгоритмы социальной сети неправильно классифицируют контент. Кроме того, большой размер штрафа может привести к тому, что удалять контент будут "на всякий случай" больше, чем нужно.

К материалам, которые должны быть удалены, относятся:

  • Призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, участию в несанкционированных публичных мероприятиях;
  • Оскорбление общества, государства, государственных органов РФ;
  • Порнографические изображения малолетних;
  • Информация об способах, методах использовании наркотиков;
  • Призывы к самоубийству и информация о том, как это можно сделать.

Кроме этого, социальные сети обязаны не допускать публикацию некоторых видов контента, например:

  • пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости;
  • постов, которые порочат конкретного человека или людей по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Роскомнадзор может наложить на социальные сети дополнительную обязанность – найти и удалить материалы, сходные до степени смешения с теми, которые ранее Роскомнадзор уже предписал заблокировать.

В связи с новыми правилами важно знать о своих правах.

Если социальная сеть заблокировала пост, пользователь может пожаловаться на это. Для начала, жалобу нужно направить самой социальной сети. Ответ должен прийти в течение 3-х дней.

После этого у пользователя возникает возможность направить жалобу в Роскомнадзор. Сделать это можно через электронную форму на сайте www.530-fz.rkn.gov.ru. Ответ должен быть дан в течение 30 рабочих дней. Жалоба не будет рассмотрена, если используется нецензурная, оскорбительная лексика, а также угрозы в адрес должностных лиц Роскомнадзора и их семей.

Роскомнадзор может принять решение, что контент должен быть восстановлен, и потребовать этого от социальной сети.

Существует и другая сторона медали - если в сети опубликован оскорбительный пост, можно потребовать его удалить. С жалобой на такой контент можно обратиться к социальной сети и в Роскомнадзор. Если социальная сеть не удалит материал, который нарушает права и интересы гражданина, к социальной сети можно подать иск о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Публикации