Хотите, перезвоним Вам
в удобное время?
обратный
звонок

Криптовалюты: как новый европейский закон изменит игру в мире?

Криптовалюты – один из наиболее быстро развивающихся рынков в мире финансовых инноваций. Не удивительно, что этот рынок привлекает внимание правительств и регуляторных органов, которые стараются защитить потребителей и инвесторов, а также обеспечить стабильность финансовой системы. 

В этой связи Европейский парламент одобрил новый закон, регулирующий криптовалюты в странах Евросоюза. Этот закон, известный как «Regulation of Markets in Crypto-assets» (MiCA), будет внедрен в течение следующих нескольких лет и заменит существующие правила в 27 странах Европейского союза. Документ состоит из 566 страниц, включая преамбулу из 119 пунктов.

Целью закона является обеспечение стабильности и безопасности в криптовалютной индустрии в Европе, защита прав потребителей и инвесторов, а также предотвращение отмывания денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при помощи криптовалют. Он предусматривает новые правила для тех, кто производит и продает криптовалюты, а также для компаний, предоставляющих услуги в этой области на территории Европейского союза.  

В этой статье мы рассмотрим подробнее, что предлагает новый закон и как он повлияет на деятельность на криптовалютном рынке как европейских компаний, так и игроков из третьих стран, планирующих привлекать клиентов, находящихся в ЕС, и/или продвигать или рекламировать свои услуги в Евросоюзе. 

Основные положения закона

На кого распространяется:

Новое законодательство распространяется на физических и юридических лиц, которые занимаются выпуском, предложением публике криптоактивов и допуском к торговле криптоактивами, или предоставляющих услуги, связанные с криптоактивами, в Европейском Союзе. Такими лицами в рамках закона являются:

  1. Эмитенты криптоактивов. Такими лицами будут являться "юридические лица, которые предлагают публике любой вид криптоактивов" или "добиваются допуска таких криптоактивов на торговую платформу для криптоактивов". Применяемые положения также будут зависеть от того, какой тип криптоактивов предлагается. Таким образом, для целей закона эмитентами могут являться не только организации, непосредственно создающие криптоактивы.  
  2. Провайдеры услуг криптоактивов. К провайдерам относится любое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению одной или нескольких услуг в области криптоактивов третьим лицам на профессиональной основе.
  3. Любые лица, осуществляющие действия, связанные с торговлей криптоактивами, которые допущены к торговле на торговой платформе для криптоактивов, или в отношении которых был подан запрос на допуск к торговле на такой торговой платформе.

Текст закона не устанавливает отдельного режима для лиц из третьих стран. Вместе с тем, из п. 75 Преамбулы к закону следует, что если компания из третьей страны самостоятельно (то есть, без первоначальной инициативы клиента из ЕС) привлекает клиентов или потенциальных клиентов в Евросоюзе или продвигает, рекламирует криптоуслуги или свою деятельность в ЕС, к ней будут применяться требования MiCA. 

Так, например, помимо зарегистрированного офиса в государстве-члене ЕС, где они осуществляют хотя бы часть своих услуг в области криптоактивов, такие компании должны иметь эффективное место управления в Евросоюзе, и по крайней мере один директор должен быть резидентом ЕС.

К каким криптовалютам применяется?

Новый закон в целом применяется к организациям, предоставляющим криптоуслуги резидентам Европейского союза. MiCA не распространяется на криптоактивы, регулируемые другими инструментами финансового права ЕС, поэтому криптоактивы, которые квалифицируются как финансовые инструменты, такие как токены ценных бумаг или электронные деньги (за исключением токенов электронных денег), не подпадают под действие закона.

Под действие нового закона подпадает три вида криптоактивов: 

Asset Reference Token ("ART") - токен, нацеленный на поддержание стабильной стоимости посредством привязки к одним или несколькими активами. Как правило, это комбинация активов (например, токен, привязанный к золоту, или к корзине валют, или к другим криптоактивам).

E-money Token ("EMT") - электронные суррогаты монет и банкнот, которые, вероятно, будут использоваться для осуществления платежей. Ключевая характеристика - обеспеченность официальной государственной валютой.

Другие криптоактивы - цифровое представление стоимости или прав, которые могут передаваться и храниться в электронном виде.

Требования к эмитентам криптоактивов

Закон устанавливает базовый режим для всех эмитентов криптоактивов, а также содержит дополнительные обязательства для эмитентов токенов, привязанных к активам, и эмитентов токенов электронных денег.

Согласно общим требования закона, эмитент криптоактивов, действующий на территории Европейского союза, должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица в ЕС. 

Кроме того, он обязан осуществить публикацию и предоставление местному органу власти так называемой «Белой книги» (White Paper). Данный документ описывает техническую информацию для потенциальных клиентов, и должен быть составлен как минимум на одном официальном языке государства-члена Европейского союза. Закон содержит подробные требования к информации, которая должна содержаться в «Белой книге»: например, описание  криптопроекта и основных участников, объяснение типа используемого механизма блокчейн, раскрытие основных рисков, изложение прав клиентов и др. До публикации Белой книги распространение маркетинговых сообщений о выпускаемых криптоактивах не допускается.

Хотя «Белую книгу» не обязательно утверждать до публикации, соответствующий компетентный орган может потребовать внесения изменений в "Белую книгу", а также может приостановить предложение или торговлю криптоактивами. В связи с этим, компаниям, планирующим выпуск криптоактивов в ЕС, необходимо обеспечить, что их «Белая книга» соответствовала требованиям MiCA.

Более того, в обязанности эмитентов входит проверка того, применяются ли к ним параллельно какие-либо дополнительные нормативно-правовые акты ЕС или внутреннего законодательства. 

Требования к провайдерам услуг на рынках криптоактивов

Предоставлять услуги в сфере криптоактивов на территории Евросоюза будет разрешено только юридическим лицам, имеющим зарегистрированный офис в государстве-члене ЕС и получившим разрешение от соответствующего национального компетентного органа на осуществление деятельности в качестве Crypto-Asset Service Provide ("CASP").  

В частности, национальные регуляторы должны будут проверять, соответствуют ли кандидаты на лицензии требованиям по идентификации клиентов и предотвращению отмыванию средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требованиям в области управления рисками, капиталом и конфликтами интересов. Разрешение, полученное в одном государстве-члене ЕС, будет действовать на территории всего Европейского союза.

Необходимо отметить, что уполномоченные кредитные учреждения и уполномоченные инвестиционные компании, имеющие лицензию MiFID, смогут предоставлять услуги, связанные с криптоактивами, без получения отдельного разрешения. Вместе с тем, эти компании должны будут уведомить свои компетентные органы о намерении предоставлять услуги в рамках закона, а также должны будут соблюдать установленные в MiCA правила, которые могут отличаться от уже существующих и применимых к ним стандартов.

К провайдерам, как и к эмитентам, также применяются требования о раскрытии информации об используемом механизме консенсуса блокчейна, а также об обязанности гарантировать финансовую стабильность, либо в форме поддержания размера собственных средств, либо путем страхования.

Кроме того, закон содержит подробную информацию об условиях предоставления различных услуг в сфере криптоактивов, включая, например, хранение и управление криптоактивами от имени третьих лиц, работу торговых платформ для криптоактивов, размещение и исполнение ордеров на криптоактивы от имени третьих лиц и предоставление консультаций по криптоактивам.

Одной из новелл закона являются специальные требования к ответственности кастодианов криптоактивов в отношении потерь.

Кастодиан, хранящий резервные активы для эмитента АРТ, обязан в случае утраты финансовых инструментов или криптоактивов вернуть идентичные активы или их стоимость эмитенту без неоправданной задержки, если только он не докажет, что утрата произошла в результате внешнего события, находящегося вне его разумного контроля, последствия которого были бы неизбежны, несмотря на все разумные усилия, направленные на обратное. Кастодиан также будет нести ответственность за утрату криптоактивов (или средств доступа) в результате инцидента, связанного с предоставлением услуги или работой поставщика услуг, в размере рыночной стоимости утраченных криптоактивов.

В связи с этими обязательствами кастодианы, предоставляющие или рассматривающие возможность предоставления услуг хранения криптовалют в ЕС, должны убедиться в наличии надежных систем и средств контроля и/или соответствующего страхования для смягчения последствий таких правил.

Защита прав потребителей

Новый европейский закон о криптовалютах в ЕС устанавливает высокие требования к защите прав потребителей. Ключевыми мерами являются:
- Обязательное информирование потребителей компаниями о всех сборах и комиссиях, а также о рисках, связанных с инвестированием.
- Обеспечение высоких стандартов безопасности для клиентов, в том числе в области хранения и защиты криптоактивов.
- Защита потребителей от мошенничества и манипуляций на рынке, а также обеспечение прозрачности и надежности услуг компаний на криптовалютных рынках.
- Возможность возврата потребителем средств в случае, если компания не предоставила услуги в соответствии с договором.
- Создание Европейскими финансовыми органами надзора реестра надежных компаний, доступного для общественности.
- Соблюдение правил по обработке персональных данных и право потребителей на отказ от использования их данных в рекламных целях.

Как это влияет на компании вне Европейского союза

Новый закон ориентирован на развитие надежной экосистемы для работы с цифровыми активами в Европейском союзе. Фактически он усиливает роль ЕС в международном регулировании криптовалют и цифровых активов, что может привести к том, что в дальнейшем регуляторы ЕС будут работать в тесном сотрудничестве с другими странами для разработки глобальных стандартов в этой области. А значит, европейское законодательство может стать образцом для третьих стран.

После вступления в силу всех положений MiCA, компаниям, находящимся вне Европейского союза, но желающим предлагать свои услуги в области криптовалют на территории ЕС, необходимо будет получать на это специальное разрешение, а также обеспечить соответствие своей деятельности всем положениям нового законодательства. При этом для соблюдения требований о прозрачности, безопасности и защите прав потребителей могут потребоваться изменения процессов и новые технологические решения. Все это может повлечь дополнительные затраты иностранных компаний, а также усложнить их доступ на рынки ЕС.

В связи с этим, таким лицам рекомендуется заранее осуществить детальный анализ того, в какой степени их деятельность подпадает под действие европейского закона, а также какие требования и ограничения могут к ним применяться. По результатам анализа, следует рассмотреть вопрос о том, стоит ли получить соответствующее разрешение в одной из стран-членов ЕС, чтобы воспользоваться правом оказания услуг в области криптоактивов на территории ЕС. Необходимо учитывать, что получение разрешения может занять много месяцев, поэтому грамотный анализ и быстрое принятие решений поможет оказаться в числе первых неевропейских компаний, оказывающих услуги на европейском рынке криптоактивов по новым правилам.

Марина Материк