С 1 ноября 2024 года в России вступает в силу закон о майнинге, регулирующий деятельность по добыче криптовалют.
Принятые изменения затрагивают как физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ИП), так и юридических лиц, занимающихся добычей цифровых активов. Законодатель стремится создать прозрачные правила для участников рынка, обеспечить защиту инвесторов и предотвратить незаконные операции. Ранее законодательством не признавалась деятельность по добыче цифровой валюты как отдельный вид деятельности, в результате чего майнинг испытывал недостаток регулирования и отсутствие критериев, что могло привести к привлечению майнеров к ответственности.
Впервые в России на законодательном уровне майнинг признается официальной деятельностью, подлежащей регистрации. Поправки позволят большому количеству майнеров «выйти из тени» и заниматься добычей криптовалют на законных основаниях.
КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К МАЙНЕРАМ?
Для того чтобы соответствовать новым требованиям закона, российская компания, предприниматель или физическое лицо должны включиться в специальный реестр, который будет вести Федеральная налоговая служба, а также передавать информацию об адресах криптовалютных кошельков и о размере полученной криптовалюты. Помимо общего реестра майнеров, законом о майнинге предусмотрено ведение еще двух: реестр операторов криптовалютной инфраструктуры и реестр адресов кошельков с цифровыми активами.
Под майнинговой инфраструктурой понимается помещение, оборудованное для ведения деятельности по добыче цифровых валют, а его владелец, соответственно, - оператор такой инфраструктуры. На граждан требование о включении в специальный реестр распространяться не будет, однако в отношении них будет действовать ограничение, согласно которому субъекты майнинга не могут превышать лимиты потребления электроэнергии. Учитывая, что в разных регионах и городах энергообеспеченность может отличаться, властям придётся сделать точные расчёты лимитов потребления электроэнергии и утвердить их отдельно. Указанные правила должны быть утверждены на подзаконном уровне органами исполнительной власти.
КАКИЕ ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДОБАВЛЯЕТ НОВЫЙ ЗАКОН?
Закон также расширяет перечень субъектов, наделенных правом запрашивать у майнеров адреса кошельков. Так, доступ к адресам-идентификаторам смогут запрашивать Росфинмониторинг, ФСБ, Росимущество и другие федеральные органы исполнительной власти, а также прокуратура, органы дознания и предварительного следствия.
Помимо разрешительных условий, закон устанавливает и запреты, касающиеся категорий майнеров. Так, майнерами не могут быть лица с непогашенной судимостью по экономическим и иным категориям преступлений. Данное требование касается не только граждан, но и владельцев компаний, планирующих заниматься майнингом. Закон также запрещает рекламировать криптовалюты.
Согласно изменениям, юридические лица получат право приобретать криптовалюту. При этом корпорации необходимо будет издать приказ и принять цифровые активы на баланс. Если при продаже криптовалюты компания получит доход, ей будет начислен налог. То есть, закон о майнинге позволит компаниям расширить свою деятельность с учетом возможностей использования криптовалют или заниматься новым видом деятельности по ее майнингу/перепродаже.
С новыми требованиями ужесточаются и меры по обеспечению безопасности криптовалютных операций. Это включает в себя защиту от мошенничества и кибератак, а также меры по обеспечению безопасности личных данных пользователей. Государство стремится создать более безопасную среду для инвесторов и пользователей криптовалют.
Несмотря на легализацию майнинга, компаниям, предпринимателям и гражданам следует учесть, что заниматься майнингом в России можно будет не во всех регионах, поскольку Правительство оставляет за собой право ввести запрет на ведение данной деятельности в отдельных субъектах. В настоящий момент перечень «запрещенных» регионов находится на этапе обсуждения, однако, согласно новостям, это будут субъекты на Дальнем Востоке, юго-западной Сибири и южные регионы, поскольку они являются дефицитными с точки зрения энергетических мощностей. Кроме того, майнеров будут отключать от электроснабжения в ситуациях, когда их деятельность начнет создавать дефицит электроэнергии в регионе.
За неоднократные нарушения законодательных требований майнера могут исключить из официального реестра, после чего он не сможет продолжать вести деятельность. Законодательные новшества также устанавливают запрет на совмещение субъектами рынка деятельности по добыче криптовалют с деятельностью в сфере электроэнергетики.
Гражданам также придется фиксировать сделки по купле-продаже криптовалюты и подавать в налоговую инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ, а также подтверждать свои доходы и расходы.
Одновременно, закон не предусматривает требований к оборудованию для добычи криптовалюты, что создает для участников рынка пространство для выбора, несмотря на то, что любая разновидность специализированного оборудования является энергозатратной и дорогостоящей. Следовательно, майнинг является ресурсоемким процессом: он требует мощного оборудования и большого объема электроэнергии. С точки зрения закона, майнинг как предпринимательская деятельность предполагает использование вычислительных мощностей для добычи цифровых активов с целью получения прибыли.
ЧТО ТАМ С НАЛОГАМИ?
Говоря о налоговой части майнинга, стоит также упомянуть о том, что данный вопрос пока не урегулирован, однако ФНС хочет предложить подход, состоящий в двухэтапном налоге на прибыль, согласно которому на первом этапе начисление налога будет происходить при зачислении криптовалюты на виртуальный адрес, а на втором – в момент продажи цифрового актива. По действующим правилам, майнеры будут обязаны уплачивать налог на доход, ставка которого будет зависеть от налогового режима и категории субъекта: для физических лиц ставка будет варьироваться в диапазоне от 13% до 22% (в зависимости от объема годового дохода), для юридических лиц – от 6% до 20%, в зависимости от применяемой системы налогообложения. Однако, если деятельность по продаже цифровых активов будет носить убыточный для майнера характер, обязанность по уплате налога не возникнет, поскольку будет отсутствовать доход.
Следовательно, принятие поправок преследует цель не только обеспечить майнеров легальной базой для ведения криптовалютной деятельности, но по пополнить бюджет за счет налогообложения операций с цифровыми активами. Как отмечается, в перспективе это может принести бюджету до 50 млрд руб. в год.
В законе о майнинге также закреплено обязательное требование о предоставлении субъектами добычи криптовалюты отчетов о полученных активах с предоставлением адресов кошельков с цифровой валютой, однако конкретные требования еще не установлены на подзаконном уровне. Кроме того, участникам нового рынка придется соблюдать требования законодательства о противодействии легализации преступных доходов (в случаях с майнинг-пулами или осуществления деятельности в интересах третьих лиц). Указанное требование может быть актуальным и для инвесторов, которые планируют вкладывать средства в ведение майнинговой деятельности предпринимателями и компаниями с целью получения дохода за счет добычи криптовалют.
МОЖНО ЛИ ТЕПЕРЬ ПЛАТИТЬ КРИПТОВАЛЮТОЙ?
Несмотря на легализацию самой деятельности по добыче цифровых валют, расплачиваться «криптой», по крайней мере для компаний, по-прежнему нельзя, однако закон теперь допускает ее покупку и продажу, причем для продажи криптовалюты гражданам юридическое лицо обязательно должно иметь онлайн-кассу.
Помимо этого, еще одним законом с 1 сентября 2024 года запущен эксперимент по международным расчетам криптовалютой, курировать который будет Центральный Банк. В рамках этого эксперимента представители бизнеса могут использовать цифровые активы как международное средство платежа и рассчитываться за товары и услуги.
Данные поправки обусловлены необходимостью поиска новых путей для международных транзакций и обхода санкционных ограничений, а также растущей популярностью цифровых активов в глобальной экономике. Легализация криптовалюты для внешнеэкономической деятельности позволит российскому бизнесу проводить расчеты с иностранными партнерами более гибко и быстро, что в нынешних условиях может стать значительным преимуществом, однако предпринимателям придется учитывать ряд важных условий, среди которых необходимость одобрения Банком России таких транзакций, а также возможность введения регулятором ограничений в отношении некоторых расчетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Майнинг криптовалюты как предпринимательская деятельность в России может стать более структурированным и регулируемым процессом. С принятием новых законов, майнинг теперь официально признается видом бизнеса, что требует соблюдения множества правовых и налоговых обязательств.
Принятие описанных изменений представляет собой значимый шаг к легализации майнинга и упорядочиванию криптовалютного сектора. Новые требования помогут снизить уровень серой экономики, повысить налоговые поступления и обеспечить безопасность финансовых операций. Однако майнерам предстоит адаптироваться к новым условиям, что потребует дополнительных усилий и инвестиций.
Отдельно стоит обратить внимание на налоговые аспекты нового вида деятельности и возможные изменения с учетом принятия дополнительного подзаконного регулирования. Майнерам-одиночкам стоит присмотреться к опции по объединению в группы для снижения расходов на каждого участника по приобретению оборудования, аренде помещений и пр., поскольку закон прямо предусматривает такую возможность.
В заключение, стоит сказать о том, что майнинг как предпринимательская деятельность — это не только легализация процесса, но и его структурирование с целью развития криптовалютного рынка в России. Признание майнинга бизнесом требует от участников не только налоговой и финансовой дисциплины, но и учета экологических и технических норм.
При этом, несмотря на большое количество законодательных новшеств, говорить об окончательном урегулировании отрасли пока рано, поскольку существует еще большое количество пробелов, например, в части требований к лимитам расходов электроэнергии, поэтому законодатель будет и далее развивать регулирование криптовалютной отрасли, а участникам рынка необходимо следить за изменениями в законе.