Регулирование беспилотного транспорта в РФ

В Российской Федерации приняты нормативные акты, устанавливающие правовые основы развития беспилотных автомобилей и судов.

1. Концептуальный уровень:

1.1 В 2020 году Правительство утвердило Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования.

Концепция, среди прочего, описывает перспективные сферы использования беспилотных транспортных средств, а также получаемых от них данных, их социально-экономическую эффективность, а также содержит перечень характеристик уровней автоматизации транспортных средств.

1.2 В 2021 году Росавтодор утвердил Стратегию развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021 - 2025 годов.

Согласно Стратегии, Росавтодор планирует цифровизацию дорожной отрасли, в том числе внесение изменений в профильное законодательство с целью установления понятий и требований в отношении цифровой инфраструктуры для беспилотных транспортных средств.

1.3 В 2021 году Правительство разработало Стратегические направления цифровой трансформации транспорта в РФ. 

Беспилотные автомобили и суда будут развиваться в рамках следующих проектов:

- сервисы для пассажиров и грузоперевозок (центры управления и инфраструктура для движения беспилотников);

- логистические коридоры (движение грузовых беспилотников по трассе М-11);

- автономное судовождение (е-навигация и разработка оборудования для беспилотных судов).

2. Эксперименты:

2.1 Экспериментальный правовой режим для беспилотного транспорта

  • В 2022 году была опубликован программа экспериментального правового режима для беспилотных автомобилей.

    ЭПР устанавливается в Москве, Питере, Крыму и еще 38 субъектах РФ.

    В качестве субъектов ЭПР выступают ООО «Газпромнефть-Снабжение», ООО «Сбер Автомотив Технологии», ООО «НПО «СтарЛайн», ООО «Яндекс.Испытания».

  • Беспилотные грузовики тестируются в России с 2022 года. Движение грузовых беспилотников разрешено на автомобильной дороге М-11 «Нева». Соответствующий экспериментальный правовой режим был одобрен Правительством. Проект называется «Беспилотные логистические коридоры». Тестирование проводится как с водителем-испытателем, так и при удалённом управлении движением с участием инженера испытателя и диспетчера.

В эксперименте могут участвовать юридические лица, которые являются собственниками высокоавтоматизированных автомобилей. Они должны застраховать риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, на 10 млн. рублей в отношении каждого автомобиля, участвующего в эксперименте.

2.3 В конце 2022 года была утверждена программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств в отдельных регионах РФ. Документ регламентирует введение и применение ЭПР по инициативе субъекта РФ.

2.4 В 2020 году было принято Постановление Правительства об эксперименте по опытной эксплуатации автономных морских судов.

Эксперимент проводится с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2025 года.

К эксперименту допущены автономные суда, зарегистрированные капитанами морских портов следующих субъектов РФ: Краснодарский край, Приморский край, Хабаровский край, Астраханская область, Калининградская область, Ленинградская область, Магаданская область, Мурманская область, Ростовская область, Сахалинская область, г. Санкт-Петербург.

3. Проект Федерального закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах.

Разработан проект федерального закона, который устанавливает правила использования на дорогах России транспортных средств с автоматизированной системой вождения. Участвовать в дорожном движении будут беспилотники, прошедшие оценку соответствия требованиям безопасности.

Согласно законопроекту, у беспилотников обязательно должна быть функция отключения автопилота, с последующей безопасной остановкой и разблокированием дверей, а также в них должен быть установлен бортовой регистратор. В дополнение к этому, необходимо установить защиту от внешнего вмешательства в работу автопилота. Иные требования будут разработаны Правительством РФ.

Законопроект освещает вопросы ответственности, связанные с использованием беспилотных транспортных средств:

  • Ответственность владельца беспилотника обязательно должна будет быть застрахована.
  • Изготовитель беспилотного автомобиля должен будет нести ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу из-за конструктивных недостатков транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о них в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Владелец беспилотного автомобиля будет обязан возместить вред, причиненный транспортным средством, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Планируется, что закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.