Простыми словами о 259 ФЗ от 02.08.2019

В августе 2019 г. Владимир Путин подписал «Закон о краудфандинге» (формально — Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ») и 1 января 2020 г. ФЗ № 259-ФЗ вступил в силу.

Что изменилось для инвесторов и компаний, привлекающих инвестиции? Каков новый порядок привлечения средств? Защищены ли права сторон? В этой статье мы поговорим обо всех этих вопросах и проанализируем основные положения закона.

Краудфандингом называют современную методику привлечения денежных средств от неопределенного круга лиц при помощи информационных технологий. Другими словами, это «народное», или коллективное, инвестирование через интернет. Финансирование проектов осуществляется через специализированные платформы.

Такая схема удобна для стартапов, представителей малого и среднего бизнеса. Главное преимущество краудфандинга — возможность обратиться к большому количеству потенциальных инвесторов и предложить им минимальную сумму вложений. Федеральный закон № 259-ФЗ от 2 августа 2019 г. призван регулировать эту сферу. Рассмотрим основные его положения.

Участники краудфандинга

Согласно закону, в краудфандинге принимают участие:

  • Лицо, привлекающее инвестиции. Это может быть индивидуальный предприниматель (ИП) или юридическое лицо (ООО, АО), созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. В течение одного календарного года инвестор по общему правилу имеет право привлечь не более 1 миллиарда рублей.
  • Инвестор. В этой роли могут выступать любые физические и юридические лица. Годовая сумма вкладов физлиц ограничена 600 000 рублей.
  • Оператор инвестиционной платформы. Это российское юридическое лицо, которое Центробанк России внес в соответствующий реестр. У оператора должен быть капитал от 5 миллионов рублей.

В задачи оператора инвестиционной платформы входит не только предоставление доступа к ресурсу, но и передача данных об участниках краудфандинга ЦБ РФ.

Способы привлечения инвестиций

Федеральный закон о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ предусматривает 4 пути получения финансирования:

  1. Предоставление займов.
  2. Приобретение эмиссионных ценных бумаг.
  3. Приобретение утилитарных цифровых прав.
  4. Приобретение цифровых финансовых активов.

Инвесторы могут получить полную информацию о привлекающем лице и конкретном инвестиционном предложении. Такая прозрачность позволяет минимизировать риски.

Утилитарные цифровые права

«Закон о краудфандинге» вводит в законодательство России новое понятие «утилитарные цифровые права» (токены). Под этом термином понимают:

  • право требовать передачи вещи (вещей);
  • право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

Лицо, привлекающее инвестиции, определяет содержание утилитарных цифровых прав.

Алгоритм краудфандинга

Доступ к инвестиционной платформе и всем ее функциям открывается только после регистрации. Подготавливая инвестиционное предложение, предприниматель детально описывает условия, устанавливает срок действия, выбирает минимальную и максимальную суммы вложений. Инвестиционное предложение — это оферта, которая может быть открытой или закрытой.

Чтобы принять предложение, инвестор должен иметь достаточную сумму денег на номинальном счете, открытом оператору платформы. Отменить подачу заявки можно в течение 5 рабочих дней. Когда средства собраны или закончился срок действия предложения, деньги перечисляются привлекающему лицу. После этого договор считается заключенным. В ситуации, когда срок действия предложения истек, а минимальная сумма не набрана, деньги привлекающему лицу не поступают.

Операторы инвестиционных площадок уведомляют инвесторов о рисках, связанных с вложением средств. Деятельность операторов регулирует и контролирует Банк России.

Плюсы и минусы «Закона о краудфандинге»

Краудфандинг — это эффективный современный бизнес-инструмент. Его можно использовать не только по прямому назначению, но и для проведения PR-кампаний, маркетинговых исследований. «Закон о краудфандинге» выводит их в легальное поле и снижает риски, связанные с онлайн-инвестициями. Как следствие, сектор краудфандинга на российском рынке будет расти.

Однако объективные риски сохраняются. «Народное» инвестирование довольно часто выбирают молодые предприниматели. Это значит, что успех предприятия не гарантирован.