Новый закон о деятельности иностранных лиц в интернете - затронет ли он Ваш бизнес?

Федеральный закон "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" №236-ФЗ был принят 1 июля 2021 года.

Бизнес в России часто ведется с использованием компаний, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях. Может ли такая структура бизнеса повлечь применение к Вам нового закона? Давайте разберем.

1. Кто?

В первую очередь закон направлен на иностранных лиц, которые владеют крупными сайтами, приложениями, онлайн-платформами. Крупные ресурсы - это те, чья суточная аудитория только в России превышает 500 тысяч пользователей. Однако не все крупные ресурсы подпадают под регулирование, а те из них, что соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:

  • информация размещается на русском языке (или другом официальном языке народов РФ);
  • распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации;
  • осуществляется обработку сведений о пользователях, находящихся на территории Российской Федерации;
  • ресурс получает деньги от российских физических и юридических лиц.

Если иностранному лицу принадлежит несколько онлайн-ресурсов, которые в совокупности посещают более 500 тысяч российских пользователей, он будет подпадать под действие нового закона.

Кроме этого, закон распространяется на некоторых иностранных лиц вне зависимости от численности их аудитории. К этой категории относятся:

  • провайдеры хостинга или иные лица, обеспечивающие размещение информационных ресурсов в интернете, если пользователи этих ресурсов находятся в том числе в России;
  • операторы рекламных систем, если реклама направлена на привлечение внимания потребителей в том числе из России;
  • организаторы распространения информации в интернете, если они организуют прием, передачу, доставку и (или) обработку электронных сообщений пользователей, в том числе находящихся в России.

Кто именно подпадает под эту категорию будет определять Роскомнадзор по специальной методике, утвержденной Правительством РФ. 

Роскомнадзор выявляет сервисы, которые должны соблюдать закон "о приземлении" вне зависимости от количества посетителей из России, идентифицирует их, включает в перечень и уведомляет о необходимости соблюдения требований закона «о приземлении».

Факторы, которые Роскомнадзор принимает во внимание при определении таких лиц:

- осуществляют ли они обработку сведений о пользователях из России;

- получают ли они деньги от россиян;

- размещают ли они на своих ресурсах сервисы и программы, которые принадлежат людям в России и пользователи которых находятся в России.

2. Что должен делать?

Иностранные лица, которые соответствуют описанным критериям, должны:

  • разместить на своем сайте форму для обращений российских граждан и организаций;
  • зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, пользоваться им для взаимодействия с государственными органами РФ;
  • "приземлиться" в России - создать филиал, открыть представительство или учредить российское юридическое лицо.

Созданный в соответствии с законом представитель иностранного лица в РФ должен будет выполнять обширные функции, а именно: принимать и рассматривать обращения россиян, исполнять решения российских судов и органов власти, представлять интересы иностранного лица в российских судах, а также блокировать и удалять информацию со своих информационных ресурсов по требованию Роскомнадзора.

3. Какие санкции?

За невыполнение требований закона предусмотрены серьезные санкции, например:

  • на территории РФ нельзя будет рекламировать иностранное лицо и его ресурсы;
  • российским лицам нельзя будет рекламироваться на ресурсе иностранного лица;
  • препятствия для перевода оплаты иностранному лицу за его услуги (например, за рекламу);
  • запрет на поисковую выдачу;
  • полное или частичное ограничение доступа к ресурсу иностранного лица.

4. Когда правила вступают в силу?

"Приземлиться" в РФ необходимо с 1 января 2022 года. За неисполнение иностранным лицом обязанностей по соответствию рекламному законодательству в РФ налагать санкции можно будет с 1 сентября 2022 года. Остальные правила уже вступили в силу.